Районная олимпиада школьников по Биологии (Красноярск, 2003 г) (Теоретический тур)

Задания для 10 класса

 

Уважаемые участники олимпиады! Теоретическая часть включает 7 заданий.

Внимательно ознакомьтесь с характером каждого из них и определите для себя последовательность выполнения работы.

 

Задание 1.

Задание включает 10 тестов, к каждому из них предложены варианты ответов. Вам необходимо выбрать только один ответ, который Вы считаете правильным. Правильный ответ отметьте четким знаком "+". В случае исправлений, неправильно поставленный знак "+" обведите квадратом и закрасьте, знак "+" поставьте около индекса давильного ответа.

 

В отдельную группу по типу ассимиляции НЕ выделяют:

а) анаэробные организмы [ ];

б) автотрофные организмы [ ];

в) миксотрофные организмы [ ];

г) гетеротрофные организмы [ ].

 

Известное своим антисептическим действием растений, произрастающее в Саянах:

а) рябина [ ];

б) бадан [ ];

в) купальница [ ];

г) борщевик [ ].

 

В середине XVI века четверть населения Европы погибла от чумы. Передавали инфекцию от человека к человеку:

а) крысы [ ];

б) блохи [ ];

в) ообаки [ ];

г) тараканы [ ].

 

Человек может заразиться широким лентецом:

а) употребляя мясо крупного рогатого скота без необходимой тепловой обработки [ ] ;

бпотребляя сырую воду [ ];

в) употребляя слабосоленую или свежую рыбу [ ] ;

г) употребляя в пищу моллюсков [ ].

 

Клеточный механизм, генерирующий ритмичность протекания жизненных процессов обычно называют:

а) клеточный цикл [ ];

б) биологические часы [ ];

в) клеточный ритм [ ];

г) циркадный ритм [ ].

 

При поиске скорпионов в ночное время используют ультрафиолетовый свет, т.к. при его действии:

а) особое вещество в теле животного начинает светиться [ ];

б) разрушается яд скорпиона [ ];

в) скорпион перестает видеть [ ];

г) скорпионы перестают двигаться [ ]

 

7. Волки обозначают свое место в группе:

а) рычанием [ ];

б) движениями ушей и хвоста [ ];

в) вздыбленной шерстью [ ];

гоем [ ];

 

8. Аккомодация глаза (четкость изображения) у рыб достигается:

а) перемещением хрусталика в вертикальной плоскости [ ];

б) изменением кривизны хрусталика[ ];

в) перемещением хрусталика в горизонтальной плоскости [ ];

г) изменением хрусталика и перемещением его в горизонтальной плоскости [ ]

 

9. Дыхательный объем вдоха у взрослого человека:

а) 3-5 литров [ ];

б) 1.5-3 литра [ ];

в) 1-1.5 литра [ ];

г) 0.8-1.7 литра [ ].

 

10. Нерегулярное питание, частое употребление «сухой пищи» приводит к развитию:

а) диабета [ ];

б) гайморита [ ];

в) дерматита [ ];

г) гастрита []

 

Задание 2.

Выберите из предложенных суждений те, которые Вы считаете правильными. Отметьте их знаком "+". Для заданий, отмеченных знаком "—", дайте краткое пояснение. Порядок исправлений ошибок описан в задании 1.

 

1. Осы не могут жить в одиночку - только семьями [ ];

2. Партеногенетическое размножение дафний происходит в зимний период [ ];

3. Растения бамбука достигает высоты более 20 метров [ ];

4. Обязательным элементом проводящих пучков растений является образовательная ткань [ ];

5. Гибрид жеребца и ослицы называется - лошак [ ];

6. У жителей высокогорий вязкость крови уменьшается [ ];

7. В Красную книгу Красноярского края включены растения [ ];

8. У морских черепах существует личиночная стадия развития [ ].

9. Чем больше отклонений в работе клеток и вызывающих их факторов, тем быстрее происходит процесс старения [ ];

10. У всех позвоночных животных имеется печень:[ ]

 

Задание 3.

В каждой строке задания определите и подчеркните слово (понятие), которое вы считаете лишним

 

1. Эхинококк, свиной цепень, бычий цепень, печеночный сосальщик;

2. Рога коровы, рога оленя, рога барана, рога антилопы, рога козы;

3. Морковь, петрушка, мак, укроп, сельдерей;

4. Бурозубка обыкновенная, выхухоль, лесная полевка, еж, крот.

5. Кукуруза, рожьречиха, просо, рис;

6. Тетерев, глухарь, рябчик, куропатка белая, перепел

7. Правый желудочек, легочная вена, аорта, брюшная аорта, кишечная артерия;

8. Метан, аммиак, мочевина, мочевая кислота;

9. Корневище ландыша, клубень картофеля, луковица лилии, корнеплод моркови;

10. Красный волк, дронт, тур, зебра квагга.

 

Задание 4.

Объясните, почему не происходит заражение человека яйцами аскариды, которые паразит, размножаясь, выделяет в кишечнике хозяина.

 

Задание 5. Определите указанные на рисунке плоды:

 

Задание 6. Дайте характеристику зрению животного, если выполняются следующие условия?

 

1. Имеется один тип зрительных рецепторов.

2. Величина сигнала, поступающая от рецепторов в нервную систему зависит от цвета, как показано на рисунке.

3. Сигнал от рецептора прямо пропорционален яркости света.

 

Уровень сигнала

8      6      4     2     0

 

 

Синий              Зеленый             Красный

 

 

Область спектра

 

Задание 7.

Чем знаменита экспедиция, начавшаяся в декабре 1831 г. в Девенпорте и закончившаяся в ноябре 1836 г. Вулвидже и посетившая острова Зеленого Мыса, Монтевидео, Огненную Землю,. Галапогосские острова, остров Маврикий и остов Вознесения?

 

 

Инструкция по проверке результатов ответов на вопросы районной олимпиады школьников 2003 г по биологии теоретический тур). Ответы на задание для 10 класса.

Оценка выполнения заданий.

Задание 1 - 5 баллов. За каждый правильный ответ выставляется 0.5 балла.

Задание 2 - 5 баллов. За каждый правильный ответ выставляется 0.5 балла. Правильным считается ответ, в котором либо поставлен знак "+" в варианте с верным суждением, либо не проставлен знак "+" в варианте с неверным суждением и дан комментарий. За варианты, в которых знак "+" проставлен во все десять вопросов, либо все вопросы остались не отмеченными, выставляется ноль баллов.

Задание 3 - 5 баллов. В каждом из 10 вариантов, есть термин, логически не связанный с остальными. За каждый правильно выполненный вариант выставляют 0.5 балла.

Задание 4 - 5 баллов.

Задание 5 - 4 балла.

Задание 6 - 3 балла.

Задание 7 - 3 балла.

 

Задание 1

1 - а; 2 - б . 3 - б; 4 - в: 5 - б. 6 - а; 7 - б, 8 – в; 9 - б; 10 - г.

 

Задание 2. Знак "+" должен стоять против следующих вариантов: 3, 5, 9, 10.

 

Задание 3.

1 -печеночный сосальщик, 2 - рога оленя; 3 - мак; 4 - лесная полевка; 5 - гречиха; 6 - перепел; 7 – правый желудочек; 8 - метан; 9- корнеплод моркови; 10 красный волк.

 

Задание 4.

В кишечнике яйца развиваются в бескислородной среде. Для дальнейшего развития требуется дозревание в почве или в воде в течение 10-15 дней, где яйца подвергаются действию кислорода. Только после этого яйца могут развиваться в организме хозяина. Эволюционно это защищает хозяина и аскариду от гибели, которая наступила бы при массовом развитии яиц.

 

Задание 5. А - листовка; Б - боб; В - стручок.

 

Задание 6.

Данное животное не будет обладать цветовым зрением. Глаз животного чувствителен в диапазоне видимого света. При одинаковых световых потоках от различных предметов, будут выделяться предметы зеленого цвета. Среди природных объектов, освещенных солнечным светом, наиболее заметны зеленые части растений.

 

Задание 7. Экспедиция на корабле «Бигль», в которой принял участие великий ученый Ч. Дарвин.